Хонингование блока цилиндров
  • Хонингование реализуется на финальной фазе капитального ремонта силового агрегата после расточки. Процесс представляет собой обработку цилиндров изнутри специальными брусками с абразивной текстурой. Задача процедуры – обеспечение надлежащей геометрии и устранения критических шероховатостей.

При износе двигателя его цилиндры теряют первоначальную форму. На их стенках появляются царапины и задиры. Это приводит к снижению плотности прилегания поршней к стенкам. Проблема решается расточкой. Для этого двигатель разбирается, фиксируется на станине, внутренняя поверхность цилиндров обрабатывается расточным станком. Процедура увеличивает диаметр цилиндров, возвращая им функциональность.

На заключительном этапе расточки выполняется хонингование. Оно необходимо для того, чтобы сравнять геометрию. Даже при профессиональной расточке деталь может приобретать конусоподобную или бочкообразную форму. При этом хон позволяет получить более высокую точность, чем при воздействии на деталь расточным инструментом. Только так можно получить нужный уровень чистоты поверхности, обеспечив наилучшее прилегание поршня к стенкам.

Технология обработки

Процедура выполняется на станке. В патрон станка закрепляется специальный шток. К нему прикреплена хонинговальная головка, на которой расположены абразивные бруски. Геометрия брусков и абразивность могут различаться.

Во время хонингования головка вращается и выполняет возвратно-поступательные движения, сравнивая поверхность детали. В процессе обязательно используется смазочно-охлаждающая жидкость. Цель процесса – получить максимально четкую геометрию цилиндра и равномерную по глубине риску.

Хонингование может выполняться в несколько этапов. На первом этапе после расточки используются бруски с абразивом 150, на втором этапе – 300-500. Они снимают микронные слои металла. На заключительном этапе проводится крацевание – это обработка с помощью нейлоновых щеток. Крацевание не снимает металл, а устраняет с поверхности абразивные остатки.

Сетка хона

Помимо выравнивания геометрии обработка хоном делает на поверхности цилиндров риски, которые называют сеткой. Сетка хона важна для правильной работы поршневой группы, так как за счет нее на поверхности образуется масляная пленка, смазывающая детали. Если сетки хона нет, масло не задерживается в цилиндрах, что повышает износ.