- Шатун соединяет поршень и шейку коленвала, именно эта деталь передает поступательное движение с поршня на коленчатый вал, преобразуя его во вращательное. С течением времени из-за естественного износа шатун может деформироваться (чаще всего это касается поршневого и кривошипного отверстия). Ремонтируются шатуны разными методами в зависимости от неисправности.
Шатун нуждается в ремонте, если при визуальном осмотре выявлено, что зазор верхней или нижней части головки изношен, либо если скручен сам стержень. Причин может быть много – длительное использование автомобиля при недостатке масла и забитом фильтре, либо в цилиндр могли попасть посторонние частицы.
Если проблема очевидна, нутрометром замеряется диаметр и овал, а также зазоры в верхней и нижней части. Если параллель между верхней и нижней частью детали нарушена, то при работе авто поршень будет перекашиваться. Это приведет к повышенному износу поршня и стенок цилиндра. Также продолжит изнашиваться шатун и коленвал.
Как выполняется ремонт шатунов
Если нарушена геометрия зазора головки, то с поверхности ее крышки устраняется требуемое количество металла. Может потребоваться растачивание отверстия головки до необходимых параметров. Эта процедура выполняется на расточном или универсальном станке. После расточки производится хонингование.
При оценке состояния шатуна может быть обнаружено, что зазор под поршневым пальцем в головке увеличен. В таком случае нужно заменить втулку под верхнюю головку. При установке новой бронзовой втулки необходимо, чтобы ее отверстие было совмещено с отверстием головки. Таким образом, масло, которое будет выходить через поршень, станет попадать на поршневой палец, смазывая его.
Прочие ситуации
Если есть неисправности, связанные со смазкой, вкладыши могут задираться и расплавляться. Тогда перегревается и нижняя головка шатуна, что ведет к деформации. Напряжение нужно снять при ремонте. Также нужно заменить болты, крепящие шатун, потому что они тоже перегреваются и теряют прочность (могут оборваться).
Палец верхней головки может иметь маленький натяг при фиксации. В этом случае используется палец увеличенного диаметра. Еще один важный момент – облегчение головки после расточки. Это значит, что нужно будет подогнать шатуны по весу. В ремонте этой детали есть много нюансов, которые необходимо учесть для восстановления ее полной функциональности.