Ремонт клапанного механизма головки блока цилиндров
  • Знакопеременные нагрузки между клапаном и седлом, а также между поверхностью направляющей и штоком приводят к износу деталей. Деформации не дают клапану проворачиваться относительно седла, что также повышает износ и ведет к возникновению физических повреждений. Однако поврежденный клапанный механизм можно восстановить, вернув мотору исходную работоспособность.

Если клапаны повреждены, снижается компрессия, соответственно падает мощность, повышается показатель расхода топлива и масла. Из визуальных проявлений – повышение дымности выхлопа. Дальнейшее развитие проблемы – нагар на электроде свечи зажигания, который не позволяет образовываться искре. Все это указывает на необходимость осмотра двигателя и оценку состояния клапанного механизма ГБЦ.

При осмотре состояния клапанного механизма замеряются величины клапанов и втулок, зазоры. Контрольные размеры указываются в документации к двигателю конкретной модели. Также при дефектовке необходимо оценить состояние пружин.

Шлифовка и притирка

Некоторые проблемы фаски клапана можно устранить притиркой. Например, притирка легко убирает точечную коррозию. Допустимо использовать только порошок зернистостью до 14 микрометров. Если торец стебля клапана имеет выработку до 0,3 миллиметра, можно обработать деталь на шлифовальном станке. Если же обнаружен прогар, раковины, значительная выработка, не позволяющая клапану плотно размещаться в седле, требуется механическая обработка.

Восстановление на фрезерном станке

Первая фаза – очистка от нагара и масла. Далее замеряется диаметр стебля, замеры фиксируются на тарелке – они будут нужны для работы с направляющей втулкой. Потом замеряется выступание клапана над поверхностью ГБЦ. После этого деталь фиксируется на станке и резцом формируется фаска. Задача процесса – устранить проблемные зоны, сформировав чистую поверхность.

Упрочняющий слой может быть некачественно нанесен, это будет видно по пятнистой структуре после обработки на станке. При первых признаках такой структуры обработка резцом прекращается в пользу пришлифовки. В процессе восстановления клапанного механизма необходимо постоянно проверять все параметры, что особенно важно для неоригинальных деталей. Метод восстановления выбирается на основании особенностей конкретной ситуации. Иногда может использоваться специализированный ручной инструмент.