Ремонт нижней головки шатуна
  • Нижняя головка шатуна соединяет его с коленвалом. Ее состояние может ухудшаться по ряду причин – от естественного износа до нарушений в эксплуатации автомобиля. Если нижняя головка изношена, нарушается ход шатуна, что приводит к ускоренному выходу из строя поршневой группы и коленчатого вала. Проблема устраняется расточкой.

Помимо эксплуатационного износа к необходимости ремонта детали приводит сильный перегрев и масляное голодание. Для выявления отклонений от нормативных показателей применяется нутрометр – для нижней головки есть заданная величина по диаметру отверстия и его форме.

Если диаметр отверстия не соответствует нормативу, если его форма приобрела конусность или эллипсность, которая не укладывается в допуски, необходима расточка. Цель расточки – восстановление отверстия до нужной геометрии и диаметра.

Как выполняется ремонт нижней головки

На первом этапе обрабатывается крышка. Она обрабатывается по плоскости на величину не более 0,1 миллиметра. Если припуск небольшой, можно использовать притирку. Обычно процедура выполняется шлифованием, но иногда используется фрезеровка. После того, как крышка обработана, шатун собирается и притягивается болтами. Притяжка выполняется в рабочий момент.

Затем реализуется собственно расточка отверстия головки под номинальный размер.

Задачу можно выполнять на станках разных типов, чаще всего применяется горизонтально-хонинговальный. Это целесообразно в плане точности, такой станок позволяет получить отклонение по диаметру и форме до 0,010 миллиметра.

На что обратить внимание

Ремонт головки посредством расточки имеет смысл при нарушении диаметра отверстия и при небольших деформациях. Ведь позиционирование шатуна реализуется по поверхности отверстия. То есть при наличии значительного перекоса головок процедура не исправит его.

В этом случае может потребоваться обработка не только крышки, но и шатуна. Расточка отверстий выполняется при строгом соблюдении их соосности, за базу берется любое из них. Расточка делается на расточном или универсальном станке с последующим хонингованием.

Необходимо помнить, что при расточке расстояние между отверстиями в любом случае станет меньше. Это важно, например, для дизелей, где даже самое маленькое изменение длины шатуна отрицательно сказывается на работе цилиндра, шатун которого ремонтируется.